Опубликовано на
юли 28, 2017

Культурное наследие

О проблемах сохранения и популяризации культурного и духовного наследия казачьего зарубежья

Более сорока лет назад талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова (ФРГ) писала:

Чем путь трудней – тем выше будет честь!
Пускай горька недопитая чаша!
При нашей бедности у нас богатство есть:
То, что прошло – неотторжимо наше!

Это богатство – огромное, расцвеченное многими талантами культурно-историческое, духовное наследие казачьего зарубежья, являющееся неотъемлемой частью национального достояния Казачества и России.

Сравнительно небольшое, в прошлом не превышавшее ста двадцати тысяч человек, разбросанных трагической судьбой по разным странам и континентам, казачье зарубежье издавало порядка 150 журналов и газет, вестников и бюллетеней, альманахов и сборников, а также других непериодических  изданий, имело свои казачьи издательства.

Почти для всех казачьих изданий были характерны, во-первых, большое количество публиковавшихся в них стихов и поэм, рассказов и очерков, воспоминаний о славном казачьем былом, о сражениях Первой мировой и Гражданской войны, о нелегкой жизни в зарубежье, и, во-вторых, то, что подавляющее большинство их авторов впервые взялось за перо в изгнании. Почему взялось?
Вы спросили меня: „Почему я пишу?“, – отвечал донской казак И.М. Назаров (Югославия) –

Ничего не сказал я, но знаю:
Я пишу потому,
Что у сердца ношу
Всю тоску по родимому краю…

Особенно велико и богато яркими именами поэтическое наследие казачьего зарубежья. Сегодня в нашем распоряжении более 4 тысяч стихов и поэм 152 казаков-изгнанников. Да, их поэтическое наследие далеко не равноценно ни по исполнению, ни по объему, но даже суровая по отношению к казакам литературная критика российского зарубежья признавала высокое мастерство донцов Н.Н.Туроверова,и П.С. Полякова, Н.Н.Воробьего-Богаевского и Н.Н.Евсеева, В.А.Смоленского и Н.А.Келина, сибиряков М.В.Волковой, А.Ачеира и А.М.Перфильева, Кубанского кобзаря А.И.Пивень, терца М. Надеждина (Демушкина), астраханца А.Донцова, уссурийца В.А.Петрушевского и ряда других. У большинства в зарубежье вышла по 2-4 и более сборников.

Весьма велика по объему и богата именами и проза казачьего зарубежья. Более ста известных на сегодня авторов, множество изданных за границей, а теперь частично и переизданные в России, романов и повестей, сборников рассказов и очерков, многочисленные публикации в изданиях казачьего и российского зарубежья. Особо следует выделить имена донцов В.С.Крюкова и П.М.Аврамова, И.А.Родионова и П.А.Соколовой, Г.Н.Климова и М.П.Шишкина, кубанцев Д.Е.Скобцова-Кондратьева и Н.Посохова, В.А.Куртина и В.П.Курганского, А.А.Жемчужного и Ф.Горб-Кубанского, терцев В.М.Белого-Шурина и П.Г.Ергушева, С.И.Гусева-Оренбургского, уссурийца Н.Е.Русского, амурца В.С.Коренева и десятки других казаков.

Нельзя не назвать и имена тех поэтов казачьего зарубежья, кто оставил нам наследие и в прозе: П.С.Поляков – автор 4-томного романа „Смерть Тихого Дона“ донцы Ю.Ф.Гончаров и Б.А.Кондрюцков, И.И.Колесов и А.Н.Туроверов, Н.А.Келин – автор опубликованных в России воспоминаний, Ю.Л.Пригодина, кубанцы В.А.Куртин и В.П.Курганский и ряд других.

Не будем также забывать о том, что известного в зарубежье писателя-сибиряка Гребенщикова выносила под сердцем сибирская казачка, что Иван Лукаш, романы которого приходят в современную Россию, всегда помнил о своих казачьих корнях, а его жена, много лет бережно хранившая архив писателя – уроженка г. Ростова на Дону.

Но, безусловно, на первом плане здесь стоит талантливый русский писатель, донской казак, бывший Атаман Всевеликого Войска Донского, генерал-от-кавалерии Петр Николаевич Краснов – автор 23 изданных в зарубежье романов и повестей, в том числе для детей и юношества, фантастических и сентиментальных, несколько сборников, а также более 30 рассказов и эссе, очерков и статей. К сожалению, огромное литературное наследие Атамана и по сей день недостаточно известно в современной России, а вокруг его имени ничему не научившимися за последние десятилетия „буревестниками революции“ плодятся всевозможные, нередко откровенно грязные, мифы и легенды.

В 2005 году ВКО „Всевеликое Войско Донское“ издало сборник „Степные рыцари России!„, который включил в себя лишь небольшую часть огромного публицистического наследия казачьего зарубежья, но дает, полагаю, ответы на многие волнующие современное Казачество вопросы.

В сфере публицистики особенно активно, издавая книги и брошюры, публикуясь в многочисленных изданиях казачьего и российского зарубежья, поработали донские генералы С.В.Денисов и П.Х.Попов, А.К.Кельческий и И.А.Поляков, С.Д.Позднышев и К.Р.Поздеев, полковники А.А.Гордеев и Г.И.Чапчиков, профессора М.А.Миллер, В.Г.Улитин и Г.С.Ермолаев, а также донцы Б.А.Богаевский и Г.Губарев, И.П.Буданов и С.Г.Елатонцев, Кубанский Войсковой Атаман генерал.майор В.Г.Науменко – автор, составитель и издатель ряда книг и журналов, множества публикаций, кубанцы И.А.Билый и Е.С.Тихоцкий, Н.И.Посохов и Ф.И.Елисеев, Р.В.Дудин („Роман Днепрова“), терцы – Войсковой АтаманГ.А.Вдовенко, полковник Д.П.Вертепов и Н.Н.Протопопов, енисеец А.В.Байкалов, оренбуржцы Й.Г.Акулинин и А.В.Зуев, сибиряк Е.П.Березовский и многие другие.

Велико и ярко расцвечено талантами литературное наследие казачьего зарубежья! Но многие ли из нас читали стихи и поэмы, повести и романы, статьи и очерки хотя бы части названных казаков-поэтов, писателей и публицистов? Хотя немалая часть их уже находится в распоряжении некоммерческого фонда „Казачьего зарубежья“ (г.Ростов на Дону).

Если бы казачье зарубежье оставило потомкам только это наследие, то и оно явилось бы их очень весомым вкладом в культурно-историческое, духовное достояние и Казачества, и России! Но казачье зарубежье оставило нам огромное наследие и в других сферах культуры и искусства:

на оперных сценах многих ведущих театров мира с неизменным успехом выступали и выступают донцы Е.Г.Пашутина и В.А.Левицкий, Н.В.Мельников и В.И.Браминов (Жыдкоблинов), Я.В.Тетеревятников и Л.И.Елисеева, Н.М.Устинов-Гедда и Б.С.Рубашкин, кубанцы Н.А.Тимофеев-Андреа Николаи и Л.Г.Казамарова, оренбуржцы Е.Н.Эверт, П.Н.Крипаков и А.В.Шахматов и группа других казаков;

почти во всех странах мира, неся славу Казачеству и России, выступали Донские, Кубанские, Терские и Уральский казачьи хоровые идругие музыкальные коллективы. Всего, начиная с многочисленных станичных хоров в разных странах мира и до всемирно прославившихся казачьих хоров, возглавлявшихся донцами С.А.Жаровым и Н.Ф.Кострюковым, Б.М.Ледковским и П.В.Спасским, В.В.Короченцевым и генералом А.В.Власовым, кубанцами С.Ф.Шелухиным и С.Г.Соколовым, А.П.Черным и А.А.Таранец, Хмелевским и М.Подгурным и терцем П.Н.Мишиным, уральцем А.И.Шелух и рядом других казаком, я насчитал более 70!

И названные оперные певцы и хоровые ансамбли записали в зарубежье многие десятки граммофонных пластинок , участвовали в съемках художественных и документальных фильмов, издали в своей деятельности брошюры и буклеты. Многие ли в современной России слышали их голоса, видели эти брошюры и буклеты?!. Хотя часть записей, буклетов и брошюр уже получена фондом „Казачье зарубежье“.

А классическая хореография? Четырнадцать лет балетом всемирно известного театра „Метрополитен Опера“ в г. Нью-Йорке (США) руководил бывший его солист, донской казак И.Г.Костин; на сценах многих театров мира с неизменным успехом выступал кубанский казак А.Е.Евглевский, позднее основавший свою балетную школу в пригороде Нью-Йорка. Можно назвать еще более десятка имен, в основном казачек, с успехом выступавших в балетных спектаклях различных театров мира.

В 30-50-е годы во многих странах мира триумфально выступал „Русский балет Монте Карло“ или, как его еще называли „Балет Василь де Базиль“.  Почему так называли? А потому, что его организатором и многолетним директором был кубанский казак полковник А.Вознесенский, принявший в зарубежье имя Василь де Базиль! Одной из прима-балерин этого звездного коллектива была ныне живущая в США донская казачка Татьяна Степанова.

Много ли мы сегодня знаем в России о них?!

Вот уже более 20 лет занимаясь историей казачьего зарубежья и его богатейшим культурно-историческим, духовным наследием, я с большим удовлетворением должен отметить значительный вклад казаков-изгнанников и в сфере изобразительного искусства и архитектуры. Сегодня известны имена 45 казаков-художников, скульпторов и архитекторов, как правило, с успехом выставлявшихся на национальных и международных выставках и конкурсах. Из их числа особенно преуспели донцы С.А.Попов и профессор Г.И.Самойлов, К.В.Попов и П.М.Поляков, Н.Н.Лутохин и проживающий в США Е.В.Михайлов, скульптор и художник С.Г.Корольков, архитектор А.А.Заханевич, кубанская казачка Н.Ф.Бурова, уралец Л.Л.Масянов, художники С.В.Латышев-Байкалов и Г.К.Перфильев и ряд других.

Кем, где и когда в современной России будут, и будут ли, экспонированы их работы?!

Ставя подобные вопросы, я ни в какой мере никого не хочу обидеть. Это не столько наша вина, сколько наша общая беда! В качестве одного, подчеркиваю – только одного из путей разрешения вышепоставленных вопросов и поэтапного решения другой важнейшей задачи – сбора совместно с соотечественниками за рубежом, сохранения и возвращения в Отечество богатейшего наследия казаков-изгнанников, – я считаю необходимым учреждение в г. Ростове-на-Дону, естественно, при государственной поддержке, культурно-исторического центра „Казачье зарубежье“.

У нас немалая база для создания подобного центра и реальные перспективы ее расширения: более 160 зарубежных корреспондентов, уже поступило более 7 тысяч изданий казачьего и российского зарубежья, около 3 тысяч листов архивных документов и около 3 тысяч фотографий.

В эффективности и перспективности этого предложения я уверен, также как и создания в районе станицы Старочеркасской культурно-исторического туристического комплекта „Казачий Дон“ с храмом в память казаков, упокоившихся на чужбине, и „Музеем казачьего зарубежья“.

Я достаточно хорошо информирован о той немалой, скромно говоря, и целенаправленной работе, которая в этом направлении велась и ведется казаками при поддержке губернаторов на Дону, Кубани и в Ставрополье. И у нас есть все основания выразить за это искреннюю признательность руководителям исконно казачьих регионов Юга России! Но, вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что их возможности ограничены и материальными ресурсами, и определенной расплывчатостью недостаточной четкостью правовой базы под сложным процессом реабилитации Казачества.

Мне могут возразить – законодательных актов федерального и региональных уровней по реабилитации Казачества целый том! А высока ли эффективность их реализацией на федеральном уровне?

Кроме того, репрессированные народы России, кроме Казачества и немцев Поволжья, были реабилитированы не массой законодательных актов, а каждый одним Указом Президиума Верховного Совета СССР, и не в 1991 г., а еще в 1955 году. Что они при этом получили: признание государством незаконности политических репрессий против них; восстановление доброго имени репрессированного народа, осуществленное на общегосударственном уровне; восстановление национальной государственности, законодательных и исполнительных органов власти; учреждения национальных университетов и создание системы подготовки национальных кадров, в том числе в лучших вузах Юга России; организацию национальных научных и культурных центров, национальных издательств. И все это уже 50 лет за государственный счет!

То есть, выражаясь по житейски, – они получили от государства полновесный бублик! А Казачество, своей кровью и потом четыре столетия создавшее и защищавшее Великую, Единую и Неделимую Россию что получило?!

И еще один, на мой взгляд, принципиально важный вопрос: „…Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид над казачеством – первый геноцид в России и один из первых геноцидов на земле…“. Эти слова были произнесены десять лет назад честью и совестью России А.И.Солженицыным в его большом очерке „О возрождении Казачества“.

Геноцид армян в 1915 году в Турции и евреев в годы нацизма в Германии, как тягчайшие преступления, признаны и осуждены всем миром, в том числе и ООН. Германия и по сей день кается перед жертвами нацисткого геноцида и выплачивает им материальную компенсацию.

А что сделало наше родное государство?

Я не случайно увязал эти три серьезных и на мой взгляд, исключительно актуальных для современного Российского Казачества проблемных вопроса. Решим мы их, пусть, естественно, не сразу, с определенной временной отложенностью, и тогда наши дети, внуки и правнуки, добрым словом вспоминая своих предков, с еще больше верой в душе, твердостью в голосе и гордостью в сердце будут восклицать: „Слава Богу, что мы казаки!“

К. Хохульников
Г. Ростов-на-Дону.
Казачий курган
Казачество – История и современность, № 12, декабрь, 2005 г.